Диагноз — гениальность

Гениев среди аутистов в тысячи раз больше, чем среди нормальных людей

Путь человечеству по дороге прогресса пробивают отдельные люди. Человечество не безлико на своем пути — у первопроходцев есть имена. Их достижения, их мужество в познании неведомого столь велики, что они известны и спустя столетия после смерти. Всех их — полководцев и императоров времен раннего христианства, художников и писателей раннего средневековья, естествоиспытателей XVIII-XIX веков, общественных деятелей 20-го века — называют одним словом — гении. Выдающиеся люди были всегда, и когда перед человечеством вставали проблемы, когда казалось, что наука, или искусство, или общественная жизнь зашли в тупик — появлялся человек, который был способен принять вызов судьбы за все человечество. Часто люди осознавали это только много лет спустя.

Мало того, современники считали выдающихся людей изрядными чудаками. Многие опыты Леонардо Да Винчи при его жизни считались сомнительными и опасными, Ван Гог закончил жизнь в сумасшедшем доме, физики конца XIX века породили массу анекдотов про чудаковатых ученых, которые варят карманные часы вместо яйца. И часто такое мнение было вполне обоснованным. Агата Кристи научилась писать, когда ей было за 30, известный математик Котельников, на теореме которого основана современная цифровая техника, ослеп в 12 лет, даже Пушкина современники считали весьма эксцентричным. По современным понятиям, место таких людей — в закрытых интернатах для инвалидов. В чем причина такого несоответствия между выдающимися способностями в профессиональной деятельности с одной стороны, и полной неприспособленностью к повседневной жизни — с другой? Отчасти ответ на этот вопрос дают исследования американских ученых, которые выделили так называемый «ген гениальности». Он обнаруживается у людей, достигших определенных успехов в различных областях деятельности, и, как правило, сопровождается «геном шизофрении». Термины взяты в кавычки, так как исследования не признаны всеми учеными.

То, что отклонения в психическом развитии от общепринятых норм часто сопровождаются выдающимися способностями в определенных областях, как правило, либо в искусстве, либо в точных науках, известно давно. Так, по результатам исследований западных ученых, процент гениев (то есть людей, способности которых существенно выше средних) среди людей с диагнозом «аутизм» достигает 20%. В то время как среди так называемых «нормальных» людей он не превышает 0,001%. Исследований отечественных ученых практически нет, так как до самого последнего времени дети с особенностями поведения (в частности, с диагнозом «аутизм») в раннем возрасте изолировались в специнтернатах с пожизненным содержанием.

В советские времена существовала закрытая инструкция Минздрава СССР, запрещавшая выдачу родителям новорожденных с явными отклонениями. На родителей оказывалось давление с тем, чтобы они подписали документы об отказе от ребенка, либо просто сообщали, что ребенок умер при родах. Если же родителям удавалось отстоять своего ребенка, то он все равно был лишен образования, специальной медицинской помощи, и в результате после смерти родителей все равно оказывался в закрытом спецучреждении.

В западных странах права людей с особенностями развития планомерно отстаиваются с конца 50-х годов. В результате разработаны методики обучения людей с особенностями, осуществляются программы социальной адаптации таких людей, формируется общественное мнение терпимости и помощи таким людям. В качестве примера можно привести фильмы «Человек дождя» с Дастином Хоффманом и «Меркурий в опасности» с Брюсом Уиллисом, где герои имеют диагноз «аутизм». По неофициальным сведениям, в корпорации Microsoft, главой которой является богатейший человек мира Билл Гейтс, 20% программистов — аутисты. А у нас, например, до 30% подростков, содержащихся в Куровском специнтернате, помещены туда в результате ошибки диагноза.

Но возникает вопрос — а стоит ли тратить годы и годы. Обучая, например, аутиста по специальным программам, не проще ли поместить его в закрытое учреждение, где он будет вести растительное существование, а все усилия направить на воспитание «нормальных» детей, глядишь, станет меньше преступников и безработных. Взглянем на этот вопрос с точки зрения общества. Что лучше — чудак, прославивший в веках страну гениальными стихами или же столь же гениальными, но непонятными математическими теориями, известными только среди специалистов, или же десяток неудачников, живущих на нищенскую зарплату по принципу «Где бы ни работать, лишь бы не работать», но зато не требующих пенсии или пособия по безработице!?

Произведем несложное вычисление. Котенок годовалого возраста вполне самостоятелен и жизнеспособен, а средняя продолжительность жизни кошки — 12 лет. Таким образом, на воспитание полноценной особи уходит 8% продолжительности жизни. С человеком дела обстоят хуже — самостоятельную жизнь человек начинает в среднем в 20 лет при средней продолжительности жизни в России 60 лет, то есть на воспитание полноценной особи уходит больше 30″ о жизни. Не правда ли, у кошек получается лучше? Объясняется все очень просто — современная жизнь (человеческая) настолько сложна, что на подготовку к ней требуется значительное время. В XVIII веке был распространен детский труд, когда на фабрики шли работать 12-летние. Сейчас проблема детского труда решилась сама собой — на какую работу возьмут 15-летнего пацана? Он же ничего не умеет делать! Так что ничего страшного, если человек учится до 30 лет, если он будет выполнять такую работу, которую 30 лет назад и представить никто не мог.

Поэтому вполне объяснимо, что на Западе очень популярно усыновление российских детей с психическими отклонениями. Это у нас ребенок с синдромом Дауна редко доживает до 15 лет, а на Западе, например в Англии, такие дети в 18 лет получают водительские права. Верхом удачи считается усыновление ребенка-аутиста. По слухам, в Европе идет целая «охота» на детей с ранним детским аутизмом — многим европейцам хочется воспитывать потенциального гения. А у нас добрые айболиты из психдиспансеров говорят родителям: «Избавьтесь от него и родите себе здорового». На Западе охотно усыновят российского ребенка-аутиста, так как в силу своих особенностей за несколько лет он не успевает затвердить догмы советской педагогики, и обучение по специальной методике идет как бы с чистого листа и дает быстрый результат, а психическая травма, нанесенная предательством родителей, быстро лечится любовью приемных пап и мам.

Таким образом, если несколько лет назад, говоря об утечке мозгов, имели в виду отъезд за границу квалифицированных кадров, то теперь утечка мозгов идет в чистом виде, без приложения сомнительных достижений советской педагогики. Необходимо немедленно изменить такой подход к людям, и особенно к детям с особенностями развития, который напоминает поведение собаки на сене: «Самому не нужно, но другим не отдам». В Германии 30-х людей с психическими отклонениями отправляли в концлагеря, а через 10 лет страна лежала в руинах, и живые завидовали мертвым. Не ждет ли такое же будущее нас, если мы не станем добрее и благоразумнее.

Автор Леонов Д.

Источник http://www.autism.ru/read.asp?id=125&vol=0

 


Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика