Лечение аутизма. Основные виды терапии аутизма.

Лечение аутизма. Основные виды терапии аутизма.

Википедия: «Основные цели терапии аутизма — снижение ассоциированных с аутизмом дефицитов и напряжения в семье, повышение качества жизни и функциональной независимости аутиста.»

Вылечить аутизм полностью нельзя. Это то же самое, как захотеть вылечить например китайца, что бы он стал европейцем. Аутисты-это просто совершенно другие люди, с другой нервной системой, другой пищеварительной системой,другим восприятием мира и т. д. У них всё другое. Поэтому аутистам так сложно понять наш мир, поэтому и происходят такие частые срывы в паталогию. Но аутистам вполне можно помочь адаптироваться, для этого и существует ТЕРАПИЯ АУТИЗМА.

Нет единого оптимального метода терапии аутизма, она, как правило, подбирается индивидуально.

Вот основные, известные на сегодняшний день виды терапии аутизма:

1. АВА — Applied Behavior Analysis – Прикладной Анализ Поведения – вид терапии,
основывающийся на представлениях о поведении человека с точки зрения бихевиорального
направления в психологии.  Несколько ссылок по теме http://www.inpsycho.ru/edu_add/prikladnoy-analiz-povedeniya/infogarphic.html     http://autism-aba.blogspot.com/

2. МБА терапия. Основа — АВА терапия, НО все намного проще. Не нужно никакого стола и определенного времени, не нужно тераписта и вообще учителя, не нужно специального обучения, данная терапия применима в жизни, во всем, всегда, везде, к любому ребенку, в любое время суток. Подробнее можно узнать здесь http://stopautism.ru/%D0%BA%D0%BE%D1%80%D1%80%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F/%D0%BC%D0%B1%D0%B0-%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%8F/

3. Игротерапия. Включает в себя несколько методик. Одна из индивидуальных методик игротерапии называется «Son-Rise». Этот метод разработанный Барри и Самарией Кауфман в процессе поиска эффективных путей взаимодействия с собственным сыном. Основная идея – опора на собственную мотивацию ребенка. Основные усилия направлены на постепенное насыщение внешними стимулами жизни аутичного ребенка. Родитель присоединяется к стереотипному поведению ребенка. Если ребенок кричит, то и взрослый кричит, если ребенок хлопает в ладоши, то и родитель делает тоже самое. Родитель начинает общаться на языке ребенка. Таким образом устанавливается контакт между ними. Создается безопасная среда для ребенка и только после этого взрослый может вводить свои правила. Взрослый расширяет границы понимания ребенка. Подробнее можно прочесть в книге http://www.osoboedetstvo.ru/book/pobedit-autizm-metod-semi-kaufman

Еще один метод игротерапии – «Мифне» (разработан в Израиле в центре «Мифне» в Рош-Пина). Терапия базируется на том, что дети с аутизмом способны понимать, усваивать, поддерживать взаимоотношения в том случае, когда окружающая среда безопасна. У многих детей после прохождения курса этой терапии снимают диагноз «аутизм». Игровое вмешательство начинается в раннем возрасте. Ребенок и родитель обмениваются предметами, игрой. Устанавливаются доверительные отношения. Суть заключается в том, что специалист стремится мобилизировать ребенка без инструкций и требований, устанавливая доверительный контакт, отвечая на проявления ребенка. У малыша постепенно появляется уверенность, храбрость, чтобы отвечать.

Метод «Floortime» (дословный перевод «время, проведенное на полу») разработал американский детский психиатр Стенли Гринспе. Он считает, что ребенок с аутизмом застряет на одной из шести стадий развития:
— Интерес к миру
— Привязанность
— Двухсторонняя коммуникация
— Осознание себя
— Эмоциональные идеи
-Эмоциональное мышление
Основная задача метода «Floortime» — помочь ребенку пройти через все стадии. Взрослый подхватывает заинтересованность ребенка, стереотипную деятельность, например, если ребенок трет стекло, чтобы оно скрежетало, родитель делает то же самое или закрывает то место рукой. Как результат, ребенок просто вынужден обращать внимание на взрослого. Одна из главных целей – построение двухсторонней коммуникации между ребенком и родителем. Терапевт не предлагает новые идеи в игре, а развивает идеи ребенка, ставит вопросы, как будто не понимая, что происходит, тем самым развивая у ребенка способности объяснять, уточнять, анализировать. Только в том случае, когда ребенок перерывает общение, терапевт может вмешаться и предложить новые идеи. Даже если ребенок вводит в игру агрессивные мотивы, его не стоит останавливать. Таким образом ребенок проявляет себя, учится не бояться себя и своих эмоций, а игровой терапевт помогает обыграть эти действия и таким образом руководить ими.

Еще одно направление игротерапии – групповые занятия. В групповых занятиях участвуют дети, которые в процессе прохождения индивидуальной терапии научились принимать родителей в свою игру. Уже на основе этого развивается принятие других детей на групповых занятиях.
Основные задачи групповых игровых занятий:
— создание условий и формирование у детей мотивации к взаимодействию;
— формирование образа себя через игровое взаимодействие с детьми и взрослыми;
— стимуляция собственной игровой, коммуникативной, речевой активности;
— равитие произвольной регуляции поведения;
— развитие зрительного и слухового внимания.
На занятиях используются хороводные игры, сенсорные, ритмические, игры по правилам, сюжетно-ролевые игры. Дети дотрагиваются друг к другу, взаимодействуют. Это могут быть динамические игры, где под музыку дети бегают, танцуют в паре. Они привыкают, что в группе может быть радостно и интересно.
Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения.

4. Treatment and Education of Autistic and related Communication handicapped Children (TEACCH)
— лечение и обучение детей, страдающих аутизмом и нарушениями общения (другой вариант названия «Структурное обучение»). Программа предоставляет общественные сервисы для детей с аутизмом  начиная с дошкольного возраста и до зрелости. Школьная программа предлагает
индивидуальный курс обучения, ориентированный на развитие навыков, которые соответствуют возрасту ребенка, в четко структурированных условиях обучения. Главные области для развития навыков — общение, социализация, практические навыки, обучение независимости и подготовка к взрослой жизни. В основе методики  лежит четкое структурирование пространства и времени через различные формы расписаний, т.е. через визуализацию. https://www.facebook.com/notes/%D0%B0%D1%83%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC-%D0%B8-teacch-%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%8F/%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B8-%D0%BA%D0%BE%D1%80%D1%80%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9-%D1%81-%D0%BD%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%D0%BC%D0%B8-%D0%B2-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B8/255549711258950

5.Сенсорная интеграция (предметотерапия)
Большинство людей учатся комбинировать свои чувства и ощущение собственного тела,
чтобы получить представление об окружающем мире. Дети с аутизмом сталкиваются с проблемой
обучения этим навыкам.
Терапия с помощью сенсорной интеграции основывается на предположении, что ребенок либо
чересчур возбужден, либо недостаточно возбужден окружающей обстановкой. Таким образом, цель
сенсорной интеграции — совершенствовать способность мозга обрабатывать сенсорную информацию,
таким образом, что ребенок начинает лучше коммуницировать в повседневной жизни. Очень подробно написано здесь http://smol.chudoforum.ru/t1488-topic

6. Биомедицинская коррекция. http://www.autism-biomed.narod.ru/guide/understanding_autism.htm

7. БГБК-диета
Нетипичная реакция на продукты питания наблюдаются у ¾ детей с расстройствами аутистического спектра. Избирательность в еде является наиболее распространенной проблемой, что приводит к дополнительным нарушениям работы желудочно-кишечного тракта. В начале 1990-х, было высказано предположение, что аутизм может быть вызван или может усугубляться за счет наличия в пище опиоидных пептидов, таких как «casomorphine», которые являются продуктами метаболизма клейковины и казеина. На основании этой гипотезы, была разработана диета, которая исключает продукты, содержащие глютен или казеин или, или оба. http://zdorovo-edim.ru/news/present/61/   http://www.autist32.ru/forum/topic-t14.html http://lechenieautizma.org/dieta

8. ПЕКС-терапия—это система альтернативной коммуникации. Подробнее здесь:  https://vk.com/topic-70507757_30686996

https://www.facebook.com/groups/PECS.edukation/284672978387467/?notif_t=group_activity

http://autism-aba.blogspot.com/2013/01/pecs-schedule-board.html

http://semjadom.ru/terapiya/kak-sdelat-papku-pecs.html

9. Музыкальная терапия
Используется с середины XX в. Эксперты отмечают такие положительные результаты:
развитие коммуникативных навыков
мотивация к взаимодействию
развитие творческих навыков и потребности в самовыражении
улучшение памяти и концентрации. http://autism-aba.blogspot.com/2013/06/What-is-Music-Therapy.html

10. Метод Томатис http://semjadom.ru/?p=790#more-790

11. Пет-терапия (лечение с помощью животных)
-Дельфинотерапия
-Иппотерапия (Обучение общению через общение с лошадью)и инструктором.
Подробнее об этих 2х видах здесь http://autist-ru.narod.ru/ippo_del.html
-Канистерапия ( лечение болезней при помощи собак) http://happy-womens.com/kanis-terapiya-sobaki-terapevtyi-lechat-lyudey.html

Людмила Вялова.

 

 

 

 


Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика