Развитие речи. Опыт мамы особого ребёнка.

Автор Максимина Наталия.

Речь очень важна в жизни человека, это средство общения и выражения своих потребностей. Не говорящего малыша как можно раньше нужно учить звукам, словам, привлекать внимание малыша к речи, книгам и т.д. Если речь затруднена, надо учить ребенка жестам, что бы он все равно мог выразить свои желания. Важно что бы до пяти лет были сделаны все попытки научить ребенка говорить и выражать себя.

Здесь необходимо затронуть очень важную тему, что возможна у аутенка нарушено восприятие, слух, зрение, вестибулярный аппарат и обработка информации затруднена. Необходимо понять, не мешает ли ребенку слушать и говорить, сосредотачивать внимание что то физическое. Если у вашего ребенка нарушено восприятие каких либо органов чувств, есть слабая и сверхчувствительность восприятия, необходимо сначала решить эту первостепенную проблему. Здесь вам помогут знания из области сенсорной интеграции, так же всем рекомендую замечательную книгу Глена Домана «Что делать если у вашего ребенка повреждение мозга…»

Решение проблемы при слабой или высокой чувствительности какого то органа достаточно простое- понять проблему и планомерно увеличивать нагрузку. Для зрения, вестибулярного аппарата, для улучшения чувствительности есть свои занятия. Правило тут простое. Где проблема есть, там и стимулируем. Сначала недолго, потом все чаще и интенсивнее…Для слуха есть даже специальные методики, где ребенок в специальных наушниках, слушает звуки, записанный голос матери, вибрации и т.д. Но и в домашних услових можно также улучшать работу слуха. Включать фоном музыку, шептать, увеличивать громкость, использовать наушники для просмотра мультиком и слушания сказок, постепенно наращивая звук, шуршать, греметь, петь, готовить ухо ребенка у слушанию, к тому что среди шума можно слышать и т.д.

Если вы определились что ребенок вас слышит и понимает. Необходимо расширить пассивный словарь и увеличить количество слов которые ребенок точно понимает. Здесь можно использовать МБА или классическую АБА. Научиться давать, приносить, указательному жесту и т.д. Указательный жест предшествует началу речи у здоровых детей, как только ваш ребенок сможет спонтанно указывать на желаемый объект ваши шансы на речь повысятся.

Понимание речи и попытки вокализаций должны идти вместе. Старайтесь одновременно с изучением предметов, больше петь, читать ребенку. Стимулируйте речевые попытки аутенка, подражайте ему, гулите вместе с ребенком как раньше. Изучайте предметы, карточки, слова, части тела, просьбы и различные команды.

Для начала занятий по речи необходимо научить ребенка подражать артикуляции взрослого. Попробуйте перед зеркалом открывать рот и закрывать, высовывать язык, губы трубочкой, причмокивать. Можно втягивать и выдувать воздух, брызгаться ртом как дельфинчик, выпуская струйку воды. Научите ребенка дуть, на мыльные пузыри, используя трубочки или в дудочку, гармошку. Попробуйте использовать для этого навыка свечку, свечку можно поставить в банку и дуть туда, можно попробовать задувать огонек для наглядности резиновой игрушкой, можно привлечь внимание ребенка и зажечь свечку в темноте. Купить декоративную, плавающую свечу и т.д.

Если у ребенка физическая проблема с проговаривание звуков, можно записаться на мануальный или логопедический массаж.

Самому делать массаж ручек и ног. Активизировать мелкую моторику. Это повысит шансы.

ЧТО же можно предпринять для развития речи:

Отрабатывайте указательный жест, физически помогайте ребенку вытянуть указательный палец, касайтесь им предметов, проводите по контурам пальцем и чаще называйте объекты словами.

Чаще давайте выбор ребенку, добивайтесь что бы ребенок показывал или как то проявлял свое желание. Чаще изображайте непонимание того чего желает малыш, провоцируя его речь.

Для первых звуков используйте то что получается у ребенка, его любимый звук.

Провоцируйте любые звуки и подражания,  преувеличивайте ваше удивление или радость.

Проговаривайте за ребенка его желания, дай мне пить, подними меня, лови меня.

Чаще комментируйте действия и предметы вокруг

Подхватывать и обыгрывать любой слог или звук ребенка, да-да-да превратить в дай дай дай, ииии в и-го-го и т.д, согласно ситуации.

Привлекайте внимание ребенка к лицу, ко рту, показывайте буквы и предметы ближе к губам. Заниматься чаще на коленках у мамы.

Для максимального увеличения понимания сократите и упростите разговорную речь. Уменьшите длину фраз, обращайтесь к ребенку отдельными словами («сядь», «ешь»)

Ограничитесь ключевыми словами в предложениях. Постепенно усложнять содержание речи.

Одни и те же действия и предметы комментируйте многократно, не меняя содержание и интонацию.

Сопровождайте речь понятной мимикой и жестами, делайте речь наглядной.

Можно использовать ритм стихов, песен, сказок для провоцирования речи

Использовать ритм прыжков, качание на качелях или покачивания на руках.

Используйте эмоционально окрашенные моменты (еще, лови, лети, плюх-плюх)

Используйте потешки, с эмоциональной окраской, показывайте движения и помогайте то же сделать ребенку.

С помощью поощрения добивайтесь любого звука от ребенка, потом похожего, потом близкого по звучанию к заданному.

Введите команду говори -прикасайтесь к губам ребенка и подавайте пример, при любом звуке хвалите!

За желаемое для ребенка действие, пускание пузырей, подкидывание, требуйте какого-либо звука.

Звуки предметов: машина, поезд, самолет, простые звуки и сочетание звуков(би-би, ту-ту, тик-так…) обычно самые легкие

Имитация голосов животных по картинке или игрушке обычно легче всего дается малышам.

Называйте чаще членов семьи по фотографии и в жизни.

Учите ребенка говорить да и нет, кивнуть или сказать.

Можно научить сначала произносить звуки, потом слоги. После чего сливать слоги в изучаемое слово.

Обучайте умению спонтанно воспроизводить слова и словосочетания. Провоцируйте произношение выбором или непониманием.

Словарный запас расширяйте постепенно. Постоянно комментируя и разговаривая.

Меньше мультиков и компьютера, они не способствуют началу речи. Читайте книги, стихи, разговаривайте с малышом.

Что может помочь в развитии речи:

Глобальное чтении— это чтение слов целиков. Карточки с крупно написанным печатными буквами словами, которые ребенок читает целиком и запоминает, а буквы вычленяет самостоятельно. Тренируется  зрительная память, внимание, мышление, импрессивная речь.

Карточки со словами должны  подкрепляться картинкой или реальным предметом, желательно чтоб изучаемые слова что то значили для ребенка, использовались в жизни ребенка.  Можно приклеивать карточки к вещам в квартире и выдавать ребенку пару чтоб он находил. Можно подкладывать карточки со словом к картинкам изображающим это слово и так образно учить ребенка. Напишите имена членов семьи и разложите под фотографиями. Одежда, части тела, действия которые ребенок должен знать напишите крупными печатными буквами на картоне, подберите картинки из карточек или вырежьте из журнала. Можете по фотографировать ваш день и обычные действия: купание, обед, прогулку, игрушки и любимые вещи своего ребенка, сделать к ним карточки со словами и так закрепить зрительно и словесно изучаемые предметы и действия.

Привлекайте внимание ребенка к буквам, книжкам, стихам, словам любым способом, тогда желание говорить обязательно появится:

-Можно сделать буквенную рыбалку, используя магнит и скрепки на карточках.

-Можно кидать буквы в банку и проговаривать гулко звук или протяжно

-Можно выкладывать буквы на карточку с целым словом, например выложить слова мяч, из магнитных буковок.

-Складывать в баночку, сортировать, раскладывать и все время проговаривать.

-Играйте с карточками и  с буквами, изготовьте много материала для занятий, подберите к ним картинки или предметы.

-Учите одну букву в день, повторяйте пройденное.

-Для наглядности можете обводить буквы пальцем ребенка, изготовьте карточки с буквами вырезанными из наждачной бумаги или приклейте макароны на бумагу, пуговицы или крупу.

-Выкладывайте изученные буквы из пластилина, мозаики, конструктора, пуговиц…

Возможно вашим решением начала речи станет обучение жестам или общение с помощью карточек PECS, пробуйте все, не теряйте надежду. Учите алфавит, учитесь читать. Читайте книжки и стихи, даже если вам кажется что ребенок вас не слушает и не понимает…Не сдавайтесь. За все что ребенок хочет: еду, мультики ,полетать, чтобы открыли дверь, чтобы достали поезд с верхней полки просите хоть какой то звук. Чем чаще ребенок будет пытаться что то сказать, чем больше будет слушать себя, гулить, вокализировать, тем быстрее пойдет процесс обучения речи.

По обучения не говорящих детей речи написано множество книг, ищите новые идеи и подсказки.

Двигайтесь в речи, пусть медленно, но только вперед!

 

Подробнее о том как в речи двигались мы с сыном, фото наших материалов, как выглядела наша книга с карточками PECS и т.д читайте подробнее в Главе 15 «Речь или как добиться первых успехов»

Про методику ДОМАН которая стала для нас победной в освоении речи, о специальных мультфильмах благодаря которым мы заговорили читайте ТУТ

Источник http://stopautism.ru


Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика