Упражнения для аутистов и их родителей от Н. Погоцкой, мамы особого ребёнка

Эти упражнения хорошее подспорье в поисках путей вашего взаимопонимания. Они делятся на два блока. Если ваш ребенок пока не идет на физический контакт, то вы можете заняться упражнениями первого блока. Если же у вас уже достаточно взаимодоверия, то вы можете попробовать все предложенные упражнения.
Первый блок.
1. Это упражнение для улучшения взаимопонимания с ребенком.

Когда ребенок уснет, сядьте рядом и начинайте слушать его дыхание. Когда вы почувствуете, что вошли в его ритм (подстраивать свое дыхание под дыхание ребенка нет необходимости), позвольте этому ритму втянуть вас во внутренний мир ребенка. Попробуйте почувствовать то, что ощущает он, услышать его. Начните мысленно рассказывать ему о том, как вы его любите, попробуйте услышать, что он вам ответит. Это будет проще сделать, если вы представите, как из вашего сердечного центра, который располагается в центре груди на уровне сердца, расходится тепло и свет. Если почувствуете ответное движение ребенка, задайте вопрос, например: «что я должен сделать, что бы тебе помочь?» Если ответ сразу не прейдет, не переживайте, он может прийти позже, через час, через день, неделю. Если это не нарушит сон ребенка, то можно легонько поглаживать его, разговаривая с ним вслух. Лягте рядом с ним. Хороший результат может дать совместный сон, если перед сном будете думать о том, как вы его любите, как хотите его понять, или мысленно обращаться за духовной поддержкой.

Можно попробовать проделать это упражнение, когда ребенок бодрствует.
2.Упражнение «Чаша».

Сядьте удобно, потратив какое то время на успокоение и сосредоточение.

Представьте, что перед вами стоит большая прозрачная чаша. Назовите ее

«Чаша растворения». В своих ощущениях найдите тревогу за ребенка. Мысленно вынете ее из себя и положите в чашу. Визуализируйте образ солнца и направьте свет его лучей в чашу. Представьте, как солнечный свет, наполняя чашу, растворяет тревогу. Дождитесь, пока она не исчезнет совсем. Затем, найдите в себе еще какое то негативное чувство, или убеждение, например – «мой ребенок болен», и поместите его в чашу. Проделайте ту же операцию с растворением. Так раз за разом освобождайте себя от того, что мешает вам гармонично воспринимать своего ребенка.

Вторая часть этого упражнения – «Чаша наполнения». Представьте себе другую чашу (измените форму, или еще что-то). Создайте внутри себя позитивное утверждение, например: «я люблю своего ребенка», «мы друг друга отлично понимаем», «у нас отличная семья», «мой ребенок весел и здоров», и т.д. Положите это утверждение в чашу, и начните наполнять ее солнечным светом, наблюдая, как от него ваше утверждение, крепнет, расцветает, наполняется силой. Затем возьмите чашу и влейте ее содержимое в себя.

Упражнение «Чаша» поможет вам перенастроить ваше отношение к сложившейся ситуации, включив позитивные программы.

3. Упражнение на пространственное расширение. Выполняется на природе.

Сядьте в каком-либо красивом месте (если вы в городе, то пусть это будет парк, набережная, или что-то в этом роде). Сосредоточьтесь на своем дыхании и на звуках, которые вас окружают. Не торопясь, начните разглядывать окружающий вас пейзаж. Вглядывайтесь в деревья облака, пытаясь почувствовать, каково это быть облаком, рекой, ветром и т.д. Когда ваши чувства обострятся, начните мысленно расширять границы вашего тела до ближайшего дерева, травки, камушка, пытаясь представить, что они продолжение вас. Когда это начнет получаться, подключите дыхание. На вдох расширяйтесь, на выдох концентрируйтесь на своем сердечном центре. Амплитуду расширения постепенно увеличивайте.214

 

                          Второй блок.

Во втором блоке даны описания физических упражнений, основанных на растяжках и массажных приемах. Они позволяют снять излишнее напряжение, добиться гармонизации состояния и годятся как детям, так и взрослым. Для взрослых понадобится помощник, которому вы симпатизируете и доверяете.

1. Посадите ребенка рядом с собой, возьмите его руку. Начинайте разминать каждый пальчик, представляя, как от пальчика вверх по руке и дальше идет светящийся поток. Представьте, как вы, разминая пальчик, проталкиваете все препятствия на пути этого потока. Проделайте это со всеми пальчиками рук и ног.

2. Положите ребенка на пол на коврик лицом вверх, сами встаньте у его изголовья на колени, возьмите его за ладошки, и мягко отклоняясь назад, потяните руки ребенка на себя. Отпустите руки, переместитесь к ногам, и так же потяните за ноги. Затем встаньте, поставьте свою ногу на грудь ребенка, и легко упираясь ногой, потяните руки ребенка вверх. Если у вас есть еще один помощник, то возьмитесь каждый за руку ребенка, и потяните их в разные стороны. Кроме того, вдвоем можно одновременно тянуть ребенка за руки и за ноги, или перекрестом: один тянет за правую руку, другой за левую ногу одновременно, и наоборот. Переверните ребенка лицом вниз и проделайте все те же растяжки уже из этой позиции. (Растяжки рук вверх с фиксацией грудной клетки ногой, на животе можно делать из двух позиций: а) когда руки в начале упражнения вытянуты вдоль тела, б) когда они подняты над головой.)

3. Ребенок лежит на спине. Возьмите его ножки и прижмите коленями к груди. Повибрируйте его ногами мягкими толчками упирая в грудь. Опустите ноги вниз. Возьмите одну ногу ребенка, согните ее в колени и начинайте круговыми движениями разминать тазобедренный сустав. Старайтесь амплитуду кругового движения делать как можно более широкой. Повторите то же самое с другой ногой.

4. Сядьте на стул, положите ребенка животиком себе на колени. Его руки, ноги и голова должны свободно свисать вниз. Погладьте спинку ребенка. Представьте себе, что он покрыт капельками воды. Мягкими движениями сгоняйте эти капельки с его тела от центра спины вниз по рукам, ногам и голове. Повторите все эти действия, перевернув ребенка животиком вверх.

5. Посадите ребенка к себе на колени лицом к лицу. Мягко прижмите его к себе. Представьте как в вашем сердечном центре (в центре груди на уровне сердца) начинает разгораться солнце. Почувствуйте его сердечное солнышко, соедините ваши солнышки в одно.

Поверните его спиной к себе. Представьте, что ребенок – лупа, через которую вы смотрите на мир, солнце, звезды. Разглядывайте окружающий вас мир, посылая ему ощущения приятия, тепла, любви.

Упражнения второго блока на первый взгляд очень простые, но эффективность их необыкновенна. Они позволяют при минимуме усилий развязывать достаточно напряженные узлы отношений и состояний.

Источник http://zvezdniedeti.yomu.ru/deti.html


Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика