Влияние вестибулярной системы на развитие ребенка.

Я не однократно говорила, что в последнее время все реже и реже можно увидеть ребятишек, резвящихся на улице. Сейчас зима и детских забав на улице не меньше чем летом. Однако ледяные горки все больше пустуют, а детвора отдает предпочтения сидячим играм. Недавно пробегая по улице, я увидела мальчишку, который сам катался на горке. Он спускался раз за разом, не уставая и не останавливаясь. Видно, что в этом процессе ему никто не был нужен. Безусловно, он с радостью, поделился бы своим восторгом с друзьями и родителями. Однако, восторженность от того как здорово у него получается, перекрывала отсутствие тех и других в данный момент.

 

Казалось бы, механическое повторение однообразных действий, а приносит столько радости ребенку. В этот момент бессознательно происходит множество процессов, необходимых для развития ребенка. В простом незатейливом повторении однообразных действий кроется тренировка, а, следовательно, развитие вестибулярной сенсорной системы. Раз за разом ребенок учится управлять своим телом, учится держать равновесие, удерживать свое внимание на происходящем с ним в данный момент. Разогнался посильнее — укатился дальше. Не разогнался как следует… И это далеко не все задачи, которые решаются в этот момент.

 
Вестибулярная система, которая работает на ряду с другими сенсорными системами, например, мышечно-суставной (проприоцепторной), зрительной, сообщает нам как мы двигаемся. Быстро или медленно, вперед или назад, вверх или вниз, вокруг горизонтальной или вертикальной оси, или же мы не двигаемся вовсе. Высокочувствительные рецепторы вестибулярного аппарата воспринимают все перемещения в пространстве и проверяют необходимо ли нам сделать какое-либо движение, изменить свое положение, чтобы сохранить равновесие, не споткнуться при ходьбе, а на самых ранних этапах помогает поднять и удерживать голову в вертикальном положении. Переворачиваться, ползать, садиться, манипулировать игрушками, во всем этом тоже помогает вестибулярный аппарат. Ведь если вестибулярная система неправильно распознает сигнал об изменении положения в пространстве, например, если этот сигнал будет слишком сильный, то даже поднятия головы будет не безопасным для малыша.

 
По некоторым данным вестибулярная система начинает развиваться на 21-й день после зачатия. Однако первые признаки вестибулярного анализатора можно заметить на 4-ом месяце беременности. На УЗИ можно заметить, как в ответ на изменение позы у будущего малыша, рефлекторно сокращаются мышцы конечностей, шеи и туловища. В любом случае столь ранний срок свидетельствует о том, как много времени необходимо вестибулярной системе, чтобы подготовится к выполнению своей жизненной важной функции. Во время беременности жизнедеятельность матери, постоянно питает малыша движениями, даже когда мама спит, сердечный ритм, дыхание снабжают малыша покачивающими, ритмичными движениями, которые позволяют вестибулярному аппарату ребенка развиваться. Поэтому, когда малыш рождается, не стоит лишать малыша покачиваний, которые он получал в течении долгого времени. Во времена древней Руси первые месяцы малыш постоянно находился в люльке, колыбели или у мамы на руках. В процессе качания, младенец испытывает своеобразные моменты невесомости, те, которые испытывал в утробе матери. Соответственно постепенно адаптируется к новым условиям пребывания.

 
В 80 е годы XX столетия был проведен небольшой эксперимент, на базе НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН. Эксперимент проводила Н.Ф Казачкова. Одна группа матерей воспитывала малышей в подвесной люльке, а вторая в обычной кроватке. В результате было установлено, что малыши из первой группы лучше спали, меньше плакали, охотнее сосали материнскую грудь. У них быстрее стала расслабляться мышечная напряженность. Заметно меньше у них был выражен нистагм глаз. В итоге их глаза стали раньше фиксировать объекты, т.е. у них быстрее появился осмысленный взгляд. В среднем у них на 2-3 месяца раньше появилось гуление и первые членораздельные слова. Меньше у таких детей наблюдалась скованность и страх. Положительное влияние сохранялось и на последующих этапах развития малыша.

 
Но бывают и ситуации, когда младенец попадает сразу в реанимацию, и за его жизнь борются не один день, а бывает и не один месяц. А бывает так, что у ребенка, в силу различных нарушений, нет возможности пойти на горки или самостоятельно покататься на качелях. Иногда ребенок сам показывает, что ему необходимо. Совершая раскачивающиеся движения, он пытается доступным ему способом стимулировать вестибулярный аппарат, тем самым развиваться. Однако имея особенности развития такие движения могут привести ребенка к наработке стереотипических движений. Поэтому наша задача создать все условия для развития вестибулярной системы, как фундамента дальнейшего развития.

 
Джин Айрис, логопед-психолог, в своих исследованиях выявила, что основа нормальной работы нервной системы, зависит от состояния вестибулярной сенсорной системы. Джин Айрис подчеркивала, что вестибулярная система отвечает за координацию и регуляцию мышечной активности невербального общения. Результатом снижения вестибулярной системы может стать, нарушение артикуляции и задержки речевого развития. Не имея возможности определить сенсорную информацию, которая поступает от артикуляционных органов, возникают трудности с началом и реализацией движений необходимых для артикуляции.

 
И.С. Марченко (доцент кафедры логопедии НПУ имени Драгоманова) в своем исследовании продемонстрировала, что у большинства детей с общим недоразвитием речи ІІ уровня вестибулярно-сенсорное развитие находится на низком уровне. Т.е. недостаточное развитие вестибулярной чувствительности оказывает негативное влияние не только на двигательное, но и на речевое развитие ребенка.

 
Исследования, проведенные в США, Австралии и Южной Америке показали, что у 50 % детей у которых есть проблемы с речью и обучением, слишком короткий нистагм, что свидетельствует о не эффективной работе вестибулярной системы.
Безусловно одной работы с вестибулярной системой для формирования речи не хватит. Так как любые речевые нарушения, являются результатом сложного неоднородного нарушения, которое включает в себя и нарушение вестибулярной системы. Поэтому реабилитационные мероприятия, направленные на работу с вестибулярной системой, благотворно скажутся не только на двигательном развитии вашего ребенка, но и на речевом.

Автор: Ольга Реброва детский психолог, эрготерапевт.


Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика